Перевернутое обучение -что это такое?

На протяжении нескольких лет психологи и ученые из разных областей все чаще говорят о том, что лекция является одной из самых неэффективных форм обучения. Как правило, во время лекции усваивается не более 15-20% информации. А чего еще можно ждать от пассивного слушания? Самая доступная и простая формулировка прозвучит так: перевёрнутое обучение (flipped learning) — это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, а всё аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»). Авторами технологии «Перевернутое обучение» считаются учителей химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн (США). В 2008 году они стали записывать видеоролики со своими лекциями и предлагать их своим ученикам для домашней проработки. В своей книге «Перевернутое обучение или как достучаться к каждому ученику на уроке» они рассказывают об особенностях этой технологии и ее возможностях. В 2010 году Clintondale High School в г. Детройте, США, стала первой «перевернутой школой», то есть полностью перешла на принцип «перевернутого обучения». Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования. Видеолекции часто рассматриваются как ключевой компонент в перевернутом подходе. Во время учебных занятий роль преподавателя – выступать тренером или консультантом, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу. Вопросы, возникающие у учеников во время просмотра подготовленных роликов, становятся хорошим стимулом развития познавательной активности. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на более глубокое понимание и анализ. Отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше внимания уделять отдельным ученикам или небольшим группкам в том случае, если у них возникли проблемы с пониманием. Как это работает? Не существует единой модели перевернутого обучения – термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на просмотре предварительно записанных лекций с последующим их обсуждением непосредственно в классе. Некоторые из последователей участвуют в развитии и совершенствовании этой модели. Так, например, Брайан Бенетт, используя концепцию «перевёрнутого класса», пришел к выводу, что в классной работе необходимо учитывать особенности детей: кто-то больше любит читать, кто-то – слушать, а кто-то писать. На основе подобных особенностей педагог группирует учеников по интересам для выполнения тех или иных заданий, а потом смешивает их для того, чтобы они могли поделиться опытом и помочь своим одноклассникам освоить новый вид восприятия информации. Большой плюс «перевёрнутого класса» заключается в том, что на урок дети приходят подготовленными. У них была возможность изучить видеоматериалы по теме урока дома, причем в том темпе, который им подходит, с возможностью задерживаться на наиболее сложных для восприятия местах. Каковы недостатки? Конечно, помимо плюсов, у модели есть и существенные недостатки. Как, например, поступать с детьми, у которых нет компьютера или выхода в Интернет? Или как сделать видеоконтент, который с большой вероятностью привлекал бы учеников? И, наконец, введение перевернутого обучения может означать дополнительную работу и потребовать новых навыков от преподавателя, хотя этот процесс можно смягчить, вводя модель постепенно. Студенты, в свою очередь, жалуются на потерю очных лекций, особенно, если они чувствуют, что обозначенные видеолекции доступны для всех в интернете. Студенты, с этой точки зрения, не могут сразу оценить значение практической части модели, задаваясь вопросом, что же такое обучение принесет им, чего они не могли бы получить от простого поиска в интернете. Те, кто привык посещать занятия для прослушивания лекций, вполне свободно могут пропустить занятия, посвященные активной деятельности и, таким образом, упустить реальную ценность перевернутого обучения. Наконец, даже если студенты принимают такую модель обучения, их оборудование не всегда позволяет качественно принимать и просматривать видео. Впрочем, эти и подобные вопросы с тем же успехом можно задать и другим нестандартным подходам, появившимся в последнее время.

Комментарии